История успеха: Google
Глобальная Сеть, одно из самых замечательных изобретений человечества, уже давно воспринимается обывателями как некий единый объект, Всемирный Разум и Большая Энциклопедия в одном цифровом тюбике. Но на самом деле Интернет, конечно же, разнолик; все его черты, хорошие и плохие – это лишь отражение жизни огромного множества сетевых проектов: популярных и не слишком, обновляющихся и не часто, удачных и не очень.
Впрочем, чаще всего о Сети небезосновательно судят по самым успешным проектам, которыми восхищаются и гордятся «сетяне». И мы открываем новую рубрику на WebMastak.com, посвященную именно таким «вершинам Интернета». Надеемся, что наши публикации помогут и вам построить собственное успешное веб-дело. А начать мы, без особых сомнений, решили с центрального ресурса современной Всемирной Паутины.
История успеха: Google
Глобальная Сеть, одно из самых замечательных изобретений человечества, уже давно воспринимается обывателями как некий единый объект, Всемирный Разум и Большая Энциклопедия в одном цифровом тюбике. Но на самом деле Интернет, конечно же, разнолик; все его черты, хорошие и плохие – это лишь отражение жизни огромного множества сетевых проектов: популярных и не слишком, обновляющихся и не часто, удачных и не очень.
Впрочем, чаще всего о Сети небезосновательно судят по самым успешным проектам, которыми восхищаются и гордятся «сетяне». И мы открываем новую рубрику на WebMastak.com, посвященную именно таким «вершинам Интернета». Надеемся, что наши публикации помогут и вам построить собственное успешное веб-дело. А начать мы, без особых сомнений, решили с центрального ресурса современной Всемирной Паутины.
Наверное, многие начинающие пользователи воспринимают Google как неотъемлемую часть Интернета, чуть ли ни как его ровесника. Но старожилы хорошо помнят то время, когда на небосклоне сетевого поиска сияли совсем другие звезды – Yahoo и AltaVista, Lycos и Excite. Тем удивительнее сознавать, что относительно молодая даже по либеральным меркам IT-бизнеса компания сумела не только добиться признания, но и в кратчайшие сроки укрепиться на высших, кажущихся сейчас абсолютно недосягаемыми, позициях. А начиналось все, как и положено «стартапам Силиконовой долины», с гаража…
Двое из Стэнфорда
Точнее говоря, почти с гаража. На самом деле действительное начало этой истории было положено на кафедре информатики Стэнфордского университета в 1995 году, где встретились двое студентов: 23-летний выходец из Москвы Сергей Брин и 24-летний Ларри Пейдж из Мичигана. Они спорили практически по любому поводу, не останавливаясь; столь заметная разница во взглядах, впрочем, и позволила им в конце концов сформировать единый подход к разрешению одной из самых серьезных проблем IT-индустрии: поиску нужной информации в огромном массиве данных.
В январе 1996 года Ларри и Сергей занялись совместной разработкой поискового «движка» BackRub, получившее свое название за нетривиальное умение анализировать так называемые «back links» – «обратные ссылки», указывающие на тот или иной сайт с других ресурсов Интернета. Год спустя этот уникальный подход приобрел неплохую репутацию среди тех, кто видел его в действии; вскоре слух о принципиально новой технологии поиска распространился по всей Сети.
До первой половины 1998 года «отцы Google» продолжали совершенствовать свои технологии. Так, чтобы создать огромнейшую базу данных, они накупили жестких дисков общей емкостью в один терабайт (немыслимый по тем временам объем!) и начали обустраивать свой первый датацентр… в общежитии, в комнате Ларри. Тем временем Сергей обращался за помощью к потенциальным партнерам, готовым запатентовать новую технологию поиска. В их числе был и общий друг «стэнфордской двоицы» – основатель Yahoo, Дэвид Фило; отметив перспективность системы, он посоветовал Ларри и Сергею запустить свой собственный поисковый сервер; а когда тот станет на ноги, обратиться к нему с деловыми предложениями. Впрочем, другие руководители поисковых систем проявили еще меньшую заинтересованность; так, один из них заявил, что «порталу вполне хватит 80-процентной эффективности по сравнению с конкурентами; ведь пользователи чаще всего не нуждаются в поиске».
Вскоре Брин и Пейдж переехали из общежития в тот самый гараж – а также в три спальни и две ванных комнаты дома, который незадолго до того приобрела их университетский товарищ Сьюзан Войцицки. Днем рождения Google Inc. – предприятия, открывшего свои двери в гараже этого дома – считается 7 сентября 1998 года. На первом этапе Google (кстати, название поисковой системы происходит от математического темина «гугол», означающего единицу со 100 нулями) использовался только узким кругом специалистов.
Чтобы развивать систему, Брин и Пейдж начали формировать штат. Крейга Силверстайна, еще одного соученика по Стэнфорду, в компании до сих пор называют «первым наемным работником Google», хотя сейчас он занимает пост директора по технологии. Кстати, Сюзан Войцицки также стала работать на Google, заняв пост директора по производству; но и ее до сих пор величают «первым арендодателем» Брина и Пейджа.
Еще в бета-версии Google.com обрабатывал 10000 запросов в день. Пресса обратила внимание на релевантные результаты поиска; появились публикации в USA Today и Le Monde, расхваливающие работу Google. Неудивительно, что уже в феврале 1999 года Google вырос из «гаражных штанишек» – и со всеми своими восемью работниками переехал в настоящий офис в Пало Альто. На тот момент система обрабатывала более 500 тысяч запросов в день. Вскоре у Google появились первые коммерческие клиенты (пионером был Red Hat), хлынули рекой инвестиции ($25 миллионов от двух мощных венчурных компаний), начался полномасштабный набор сотрудников. Тем не менее, статус «беты» держался на сайте Google вплоть до 21 сентября 1999 года…
Продолжение следует