Интервью: Павел Башмаков, директор компании Stanfy

2837

У меня часто спрашивают: “Почему у вас такие дорогие приложение?” А мы просто не можем делать дешевле. Мы считаем каждый час потраченный на разработку.

Интервью с директором и со-основателем компании Stanfy Павлом Башмаковым.

Добрый день, Павел. Сейчас Stanfy — один из лидеров рынка разработки мобильных приложений в Украине. А как все начиналось? Когда зародилась идея создавать программы под мобильные платформы?

Сама компания Stanfy была основана в 2005 году. Тогда мы занимались веб-разработкой. Выполняли заказы на создания сайтов различных проектов. Ключевым проектом для нас стал портал Crazymenu, которым мы занимались в 2008 году. Клиент, которому мы делали веб-часть, заказал у нас iPhone приложение. Это был наш первый опыт разработки мобильных приложений. Я увидел, что это направление стоит развивать и мы решили пробовать дальше. Понемногу, мы стали все больше заниматься
разработкой приложений. Через год мы уже полностью перешли в данную сферу.

В 2009 году рынок мобильных приложений только зарождался. Какие трудности возникали? Как вам вообще удалось зацепиться за данный рынок?

Сначала, было довольно сложно. В Украине рынка мобильных приложений как такового не было и мы тогда полностью отказались от разработок для веба и полностью перешли на создание мобильных приложений. Все приложения мы разрабатывали для Европы и Америки. Нам пришлось создавать этот рынок с нуля. Первое приложение для украинского рынка — HomeMoney, мы сделали в конце 2009 года почти за “спасибо”. Тогда нам было просто интересно развивать это направление. О приложении написали на Habrahabr, многим оно понравилось и мы начали получать заказы.

Дало ли что-то HomeMoney это приложение?

Да, благодаря приложению у них увеличилось количество регистраций. Оно возросло где-то в 2 раза.

А после этого посыпались заказы?

Нет. Заказы не посыпались. В то время мы начали разрабатывать приложение для AlterGeo. И продолжаем работать с ними до сих пор.

А когда вы начали разрабатывать приложения под Android?

Первым нашим приложением наверно была игра Fox Hunter. Ее начал разрабатывать наш сотрудник Рома Мазур. Это не было заказом. Просто ему было интересно попробовать новую ОС. Потом был конкурс разработчиков от HTC в 2010 году. Там мы представили приложение Booking App для поиска и бронирования отелей, которое вошло в десятку лучших. С тех пор мы активно взялись за Android и создавали многие приложения параллельно на двух платформах

Какое сейчас примерное соотношение ваших программ iOS\\Android?

Ну iPhone приложений мы всегда выпускали больше. Большинство заказов приходили именно под него. В последний год Android начал сокращать разрыв. Дуальные проекты тоже начинают пока с приложения под iPhone и потом уже под Android. С Android приложений начинают мобильные операторы, связано с тем, что они продают эти смартфоны. Если говорить про данный момент оперируя цифрами, то я бы сказал, что 60% занимает разработка под iOS, 35% — Android и 5% — HTML. Но спрос на Android продолжает расти.

А что насчет прибыли? Какая ОС приносит больше?

Тут пока лидирует iOS.

А какие проекты приносят больше денег: крупные корпоративные заказы медиапорталов или небольшие проекты-стартапы?

На самом деле заказы от медиапорталов не приносят большого дохода, как могло бы показаться. Те же приложения на платформе MobileNews из-за своей дешевизны приносят не так много денег как другие заказы. Поэтому я могу сказать, что больше мы получаем как раз от иностранных стартапов. Тут еще надо уточнить, что в Украине мы получаем прибыль в основном от крупных компаний, а на Западе нашими услугами больше интересуются хозяева небольших сервисов и проектов.

То есть основная прибыль идет не из Украины?

Украина вообще нехотя платит за разработку чего-то нового. Им проще купить готовый продукт, чем создать что-то новое. В этом и заключается основная проблема нашего рынка. Другой проблемой является непонимание заказчиков стоимости нашей работы. У меня часто спрашивают: “Почему у вас такие дорогие приложение?” А мы просто не можем делать дешевле. Мы считаем каждый час потраченный на разработку.

Возьмите среднюю зарплату специалиста и посчитайте сколько я должен заплатить только заработной платы. Плюс еще стоимость офиса и всего остального. Например, на проект стоимостью 8000 долларов я трачу 4000 долларов только на зарплату разработчикам.

А какая средняя цена приложения у вас?

Все зависит от сложности. К примеру, простенький новостной ресурс с парой вкладок стоит от 2 500 долларов. Что-то кастомное или специализированное  будет стоить от 7 000 долларов.

Откуда поступает больше заказов: из Украины или зарубежья?

Сейчас примерно одинаково. Но мы собираемся наращивать долю иностранных проектов, выходить на новые рынки.

Там больше платят?

Не только. Просто удобнее работать. Зарубежные заказчики четко понимают, что им надо и что это что-то стоит конкретных денег. Да и просто хотят платить за результат. А у нас понятие того, что это стоит денег присутствует далеко не у всех.
В целом, могу сказать, что рынок тяжелый. Все думают: ”О, Stanfy пиарятся. Зашибись. Давайте и мы будем делать приложения.” Пожалуйста, делайте. Чтобы очень сильно зарабатывать, нужно очень сильно оптимизировать все процессы. Ну и клиенту еще стоит подрасти чтоб он был нормальным партнером, а не тормозом в работе.

Работаете ли вы над своими собственными проектами?

Да, возможно, что через 2 года будет что-то готово.

Давайте поговорим об Android. ОС все время обновляется и улучшается снаружи. А как все обстоит внутри? С точки зрения разработчика, Android стал лучше за последнее время?

Да, безусловно. Android развивается: закрывают баги, добавляют новые функции, вводят новые инструменты разработки. Платформа сильно развивается. Раньше Android, в отличии от iOS, не имел строгих норм в отношении дизайна, да и вообще не было концепции дизайна. Вид приложений зависел от фантазии разработчиков. Зачастую просто копировали интерфейс iOS (например нетипичные для Android стрелочки Back). Мы всегда старались придерживаться интерфейса Android. Теперь появились инструкции от Google для разработчиков по дизайну приложений. С выходом Android 4.0, надеюсь, интерфейс приложений придет к какой-то общей концепции. Путь уже задан, дело осталось за разработчиками.

В целом, развитие бесспорно идет. Думаю, через несколько лет большинство устройств будет на Android. Будут ли там деньги? Спорный вопрос. Скорее всего заработок будет посредством рекламы, а не продаж игр и приложений. Будет ли это выгодно разработчикам? Посмотрим. Сейчас все зависит от Google и их желания развивать эту экосистему.

Были ли какие-либо сложности при работе с OS Android?

Да, конечно. Сейчас вспоминается проблема с location. Существуют разные точности определения местоположения, причем, нам нужно было не просто разово его получить, а постоянно обновлять. В iPhone с этим проще: “Где я? Там.” В Android приходилось постучаться туда, проверить то, се и потом уже сделать вывод, что ты находишься там-то.
Еще одной сложностью является разнообразие Android-смартфонов. К примеру, ты уверен, что у всех смартфонов есть кнопка поиска, поэтому на экран ничего лишнего не добавляешь. А вот в каком-то смартфоне ее нет. И как пользователь вызовет этот самый поиск? Поэтому приходится учитывать и это.

Улучшается ли OS  Android изнутри?

Да, они закрывают баги, вводят новый инструментарий, ввели в Android 4.0 фрагменты. Вообще, об этом расскажет лучше наш тех. лид. Роман. (с ним тоже будет интервью, но позже).

Спасибо Павел за время, которое ты уделил нам. Желаем тебе приятных клиентов и развития вашей компании.